Преступники и преступленияИнтересные факты. Пыль истории.

Тиара скифского царя

В мире много удивительных событий и вещей, которые подпадают под такие понятия, как ограбление века, находка века, ну и так далее. К ним, безусловно, относится и золотая тиара Сайтаферна, которая в начале прошлого столетия была названа одной из самых гениальных, почти фантастических подделок.

Впрочем, никакой фантастики в этом нет, если взять во внимание странный факт, что ценители древнего искусства почему-то всегда недооценивали возможности ювелиров, живущих с ними в одно время. А зря…

Именно на этом была построена афера, организованная братьями Гохманами – российскими купцами из Очакова. В 1896 году они предоставили Лувру золотую корону, которая якобы принадлежала скифскому царю Сайтаферну, властвовавшему на рубеже третьего и второго веков до нашей эры. По заверениям очаковских купцов, драгоценная тиара была получена скифским правителем из древнегреческого города Ольвии.

Братья Гохманы запросили у директора музея г. Кемпфена баснословную сумму – 200 тысяч франков. Сами понимаете, представленную корону тщательно изучили лучшие эксперты — как самого Лувра, так и привлеченные со стороны. А до этого ее оценивали венские эксперты, которые очень жалели, что у их музея не нашлось такой огромной суммы. Мнение специалистов было единодушным: это подлинник. И вскоре золотая корона Сайтаферна заняла достойное место в экспозиции Лувра.

Только в начале следующего века обнаружилось, что парижский музей приобрел подделку. Нет, о фальсификации золотой тиары Сайтаферна писали многие ученые (начиная с того момента, как она появилась в Лувре), но руководство музея пропускало эти нападки в прессе мимо ушей. Однако в 1903 году в Париж приехал одесский ювелир Соломон Лившиц, который написал в здешней газете, что был свидетелем того, как эту корону изготовлял его друг Израиль Рухомовский.

В конечном итоге Лувр пригласил Рухомовского, дабы тот освидетельствовал «свою работу» и подтвердил, что это подделка. Одесский ювелир приехал в Париж и в присутствии специально созданной по этому случаю комиссии продемонстрировал неопровержимые доказательства фальсификации, более того — на глазах изумленных экспертов изготовил фрагмент тиары…

После этого золотая корона была признана подделкой и в то же время — величайшим произведением ювелирного мастерства, а потому не «канула» в хранилище музея, а просто переместилась из античного зала Лувра в зал современного искусства. К ответственности Рухомовский не был привлечён, так как не продавал эту тиару в Лувр и, более того, его наградили золотой медалью «Салона декоративных искусств»

 

От этой удивительной во всех отношениях аферы выиграли все: 
— братья Гохманы обогатились, несмотря на то что им пришлось поделиться вырученной суммой с организаторами сделки;
— Лувр приобрел хоть и не древний, но уникальный экспонат (который, к слову, потом еще не раз подделывался), пользующийся до сих пор колоссальным успехом как у посетителей, так и у искусствоведов;
— Израиль Рухомовский получил за эту работу всемирное признание и переехал в Париж, где стал преуспевающим личным ювелиром известного филантропа барона Эдмона Ротшильда.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Close