Известная пианистка Вера Лотар-Шевченко провела 13 лет в лагерях. После освобождения она устроилась в музыкальную школу. Скопив денег она смогла купить себе шубу. И вот как-то поздним вечером догоняют ее два бандита, нож к горлу и говорят:
«Раздевайся! Гони шубу!»
«Чего?! Это моя первая одежда после лагеря!» — вместо того чтобы испугаться, впала во гнев Вера Августовна. Бандиты растерялись:
«А ты где сидела? Кто был начальником?»
Разговорились, нашли общих знакомых. Потом они галантно проводили ее домой и сказали:
«Извини, не знали. Ходи в своей шубе спокойно. Больше тебя в этом городе никто не тронет!»
***
Вера Августовна Лотар-Шевченко (фр. Vera Lautard; 10 марта 1899, Турин, Италия — 10 декабря 1982, Новосибирск, СССР) — итальянская и советская пианистка. Родилась в Турине в семье француза и испанки. В семье витал дух искреннего интереса к русской культуре, и даже имена детям дали русские – Вера и Дмитрий. Отец-математик и мать-филолог были приглашены стать преподавателями Сорбонны, и семья переехала в Париж.
Вышла замуж за эмигранта из Российской империи Владимира Шевченко, инженера-акустика, работавшего также над созданием смычковых инструментов. В Париже у него была репутация «русского Страдивари». В 1939 году вместе с мужем переехала в Советский Союз. В 1942 году была арестована. Отбыла 8 лет заключения на Урале.
После освобождения работала концертмейстером в Нижнем Тагиле, аккомпанируя спектаклям в городском театре, режиссёром которого был Владимир Мотыль; по предположению журналистов, отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья». После выхода фильма Мотыль прислал пианистке журнал со статьёй о нём и автографом поверх неё: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!».
Затем была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в городах СССР, а также Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не осталось.