Как нам победить коррупцию?
Двести лет назад русский историк, писатель и поэт Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин…
За двести с лишним лет, к сожалению, мало что изменилось…
Россия лидирует в сфере экономических преступлений
В 2009-ом году Россия стала лидером по количеству экономических преступлений. За последний год 71% российских компаний пострадал как минимум от одного серьезного экономического преступления, за два года по сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 12%. Такие сведения содержатся во всемирном обзоре экономических преступлений компании PricewaterhouseCoopers (PwС), эти же данные приводит также издание «РБК daily».
Больше всего мошенничеству подвержены финансовый сектор и ТЭК. Аналитики предупреждают: несмотря на рост экономической преступности, большинство компаний живет иллюзиями. Разрыв между ожиданием мошенничества и реальными раскрытыми фактами преступлений по-прежнему очень высок.
Джон Уилкинсон, партнер PwС, отмечает, что ни одна отрасль в России не осталась не затронутой экономической преступностью. В авангарде мошенничества сектор финансовых услуг — 26% опрошенных респондентов признались в фактах обнаружения преступления. За ним следуют ТЭК (15%), промышленное производство (9%), фармацевтика и автомобилестроение (8%), страхование и розничная торговля (7%). По 5% получили технологический сектор и строительство.
Самый распространенный вид преступления — это незаконное присвоение активов — от банальной кражи денег из кассы до создания сложных рейдерских схем. Взяточничество на второй позиции. Причем в PwC под взяткой понимают не только «деньги в конвертах», но и предоставление необоснованных скидок, скажем на оплату поездок чиновникам и их семьям.
«Мошенничество в российских компаниях больше не табу, и руководство уже не боится открыто об этом говорить», — поясняет директор PwC Ирина Новикова. Возможно, поэтому в 2009 году и Россия занимает первое место в списке. В 2003 году, когда PwC провела первое исследование в России, ни одна из опрошенных компаний не призналась, что столкнулась с фактами экономической преступности.
Тем самым Россия в этом году стала лидером среди стран с самым высоким уровнем мошенничества. За ней следуют Кения (67%) и ЮАР (62%). Самый низкий уровень экономической преступности установлен в Японии (9,6%), Гонконге (13%) и Нидерландах (15%).
Стоит отметить, что борьба с коррупцией в России пока не имеет заметного успеха. Решительные заявления Кремля о борьбе с коррупцией пока не приводят к практическому результату. За год Россия смогла подняться лишь на одну строчку в международном рейтинге Transparency International (ежегодном рейтинге восприятия коррупции).
Россия занимает 146-ю позицию в списке 180 стран, деля ее с Украиной, Зимбабве и Камеруном. Из стран постсоветского пространства по уровню коррупции нас обогнали только среднеазиатские соседи.
Россия не может выбраться из списка стран с очень высоким уровнем коррупции. «Нам по-прежнему чего-то не хватает: то ли политической воли, то ли ресурсов и сил», — отмечают в «Transparency International — Р» — российском подразделении международной организации Transparency International. В рейтинге страны ранжируются по индексу восприятия коррупции (ИВК), который выводится на основе опросов экспертных и деловых кругов. Чем выше ИВК (от 0 до 10), тем менее страна подвержена коррупции. В 2008 году Россия занимала 147-ю позицию с ИВК 2,1. В 2009-ом ИВК вырос до 2,2, а страна поднялась на одну строчку в общем рейтинге (см. таблицу). «Понятно, что ни о каком улучшении речь не идет, — комментирует директор центра Елена Панфилова. — Это все равно, что обсуждать, что лучше: температура 38,6 или 38,7».
Ни одна из стран G8 или G20, кроме России, не попала в низший раздел рейтинга (ИВК ниже 3). Из постсоветского пространства Россия уступает по уровню коррупции только Таджикистану, Киргизии, Туркмении и Узбекистану. Самая низкая коррупция в Прибалтике. Эстония и вовсе входит в список стран с самым низким уровнем коррупции (делит 27-е место со Словенией и Кипром, ИВК равен 6,6). Даже Грузия (4,1) наравне с Хорватией и Кувейтом закрепилась на 66-й позиции в числе стран со средним уровнем коррупции.
Нам давно пора переходить от заявлений к действиям. И начинать надо с высших эшелонов власти, не ограничиваясь одним только отловом учителей, врачей и гаишников. Модернизация, о которой так упорно говорит глава государства, — это в первую очередь не технологический прорыв, а смена ценностных ориентиров. «Какой прок от роботов, если вокруг будут также врать и воровать?» — говорит Елена Панфилова.
Официальная статистика МВД России тоже не радует: средняя бытовая взятка в 2009 году выросла до 27 тыс. с 8 тыс. руб. в 2008 году. Если в 2007 году 17% опрошенных при проведении исследования «Барометр коррупции в России» ответили, что в течение года хотя бы раз давали взятку, то в 2009 году их число возросло до 29%.
Декларативная и реальная политика российской власти по борьбе с коррупцией расходятся. Так, на ноябре 2009 года Россия в числе десяти стран заблокировала изначальный вариант конвенции ООН по борьбе с коррупцией (ее поддержали более 100 стран мира). В документе речь шла о перекрестных аудитах стран-участниц с привлечением гражданских институтов и публичных докладах о состоянии коррупции. «Россия в блоке с Китаем и такими странами, как Зимбабве и Ангола, стала опасаться за свой суверенитет, — рассказала г-жа Панфилова. — Где-то в словах «международные эксперты» или «гражданское общество» приключился испуг».
Президент России Дмитрий Медведев признает, что власть не в силах сама справиться с коррупцией. Гражданский контроль, которому в национальном плане противодействия коррупции отводится особая роль, российские чиновники не приемлют. За крайне редкими, почти уникальными исключениями власть расценивает вмешательство граждан в свою деятельность как некий нонсенс, а то и как посягательство на основы конституционного строя. Пока государство не снизит свою долю в экономике, не обеспечит выборам свободу, а судам и СМИ независимость, борьба с коррупцией останется пустым звуком.
Следует в корне изменить ситуацию с гражданским контролем и наше издание предлагает вам не мириться с экономическим негативом нашего общества, а законными и публичными методами выявить и инициировать его устранение. Заранее благодарим за ваши сигналы и гражданские расследования.
Как нам победить коррупцию?
Слово «коррупция» имеет в английском языке два значения: порча, гниль, разложение, разрушающие организмы и материалы и «порча», разъедающая государство и общество. К сожалению, ни для кого не секрет, что Россия и многие страны бывшего СССР находятся в самом низу в рейтинге коррумпированности государств, проще говоря коррумпированы снизу доверху. Коррупция – это непреодолимый тормоз для любого развития, препятствие для любых реформ, это страшный бич для государства, приводящий к его деградации, упадку и исчезновению.
Государство периодически проводит кампании по борьбе с коррупцией. Кого-то ловят на взятках, кого-то увольняют, кого-то даже сажают. Но в целом всё это живо напоминает борьбу нанайских мальчиков. Для тех, кто не знает, это – цирковой номер, когда человек одевает на руки штаны и обувь, надевает на спину муляжи двух голов, смотрящих друг на друга, свою голову прячет в верхних штанах, встаёт на четвереньки и начинает изображать борьбу: делает сам себе подножки, подсечки и т.д. Выглядит всё это очень комично…
Что это за зверь?
Врага надо знать в лицо. Что есть коррупция? Давайте разберёмся. Для того, чтобы люди жили в безопасности и комфорте, для того, чтобы они имели социальные гарантии, для того, чтобы они могли мирно взаимодействовать друг с другом, цивилизованно спорить, договариваться и объединяться, жить и работать, нужны законы. Для разработки, принятия и исполнения этих законов люди выбирают себе власть. Для того, чтобы власть осуществляла возложенные на неё задачи, ей предоставляются ресурсы и полномочия.
Всё просто и логично. Но власть – это, к сожалению, не ангелы, а обычные люди. И у них возникает соблазн использовать предоставленные им обществом ресурсы и полномочия в своих личных целях. Это и есть коррупция.
Рассмотрим простую схему: гражданин приходит к чиновнику с какой-то просьбой. Эта просьба может быть либо законной, либо незаконной. В последнем случае гражданин просит то, что ему по закону не полагается. Например, закрыть уголовное дело в отношении своего родственника. Идеальный чиновник должен законную просьбу удовлетворить, а в незаконной – отказать. Но то – идеальный…
А на деле чиновник может отказать в законной просьбе (это называется «произвол»), а может удовлетворить незаконную (кумовство, протекционизм). Но чаще всего в игру вступают деньги или другие блага. И тут тоже возможны две ситуации: либо деньги предлагает сам гражданин, либо деньги требует чиновник. Получаются четыре возможных случая:
А: чиновник требует деньги за законную просьбу. Это называется «мздоимство».
Б: чиновник требует деньги за незаконную просьбу. Это называется «лихоимство».
В: гражданин предлагает деньги за законную просьбу. Это называется «задабривание».
Г: гражданин предлагает деньги за незаконную просьбу. Это называется «подкуп».
Случай «В», вообще говоря, не является коррупционным, но он может быть вызван устоявшейся практикой случая «А», в этом случае гражданин упреждает вымогательство чиновника, надеясь тем самым снизить сумму взятки. Возможно также, что деньги даются за внеочередное исполнение законной просьбы или какие-либо иные преимущества, и в этом случае мы имеем по сути случай «Г».
Эта схема описывает коррупцию в отношении полномочий, выданных обществом чиновнику. С ресурсами всё проще – чиновники их просто разворовывают.
Как с ней бороться?
Во-первых, требуется полный пересмотр и максимально возможное упрощение действующего законодательства. Требуется также глобальная ликвидация правовой безграмотности общества. Надо, чтобы любой гражданин знал, что является законным, а что нет. Или мог бы это быстро и достоверно выяснить. Запутанные законы – отличная питательная среда для коррупции. Сама же коррупционная система эти законы создаёт, сама и запутывает.
Во-вторых, надо всюду, где только это возможно, перейти от разрешительной системы лицензирования к заявительной. Это значит, что не чиновник разрешает заниматься гражданину законной деятельностью, а гражданин просто уведомляет чиновника, что он этой деятельностью решил заняться.
В-третьих, для каждого чиновника должен быть прописан чёткий регламент. Все его решения должны быть по возможности алгоритмизированны, а ещё лучше – автоматизированны. Идеальный чиновник – компьютерная программа. Необходимо снизить число документов, справок, корочек, анкет и прочей бумажной документации, которую граждане предъявляют чиновникам. В идеале, у гражданина должен быть один документ – его собственный палец (или радужная оболочка глаза).
Вся информация должна находиться в единой государственной базе данных, к которой разные чиновники имеют соответствующие уровни доступа, а палец или глаз служит для идентификации гражданина при помощи сканера. И никаких бумажек, никаких очередей за справками, никаких идиотских анкет и никаких прикормленных фирмочек, эти анкеты готовящих. Любое взаимодействие чиновников и граждан должно записываться на видео- и аудиоаппаратуру и быть доступно для следственных органов.
В-четвёртых, коррупция неизбежна, пока любая должность в стране продаётся. Чиновник, заплативший за своё тёплое местечко немалые деньги, просто не может не брать взятки, он ведь должен окупить своё место, да ещё и заработать! К тому же деньги – замечательный фильтр, заведомо отсеивающий от власти людей честных и принципиальных. Нужно набрать людей совершенно новых, специально подготовленных для своих должностей. Зарплаты у них должны быть достаточно велики, чтобы они не нуждались в «кормлениях», но выдаваться на руки должна лишь часть, а остальное должно поступать в залоговый фонд – специальный счёт каждого чиновника, который (с процентами) переходит в его распоряжение по окончании контракта, но конфискуется при вскрытии факта коррупции.
В-пятых, необходимо проводить антикоррупционную работу с гражданами. Объяснять, почему нельзя давать взятки и подношения. Воспитывать нетерпимое отношение к взяточникам, отучать от укоренившейся в обществе системы «не подмажешь – не поедешь». Именно благодушно-попустительское отношение граждан к коррупции и позволяет её цвести пышным цветом.
И наконец, необходим общественный контроль за действиями чиновников любого уровня. Он включает в себя свободу слова, свободу собраний, митингов и шествий, разделение ветвей власти, честные выборы исполнительной и законодательной власти любого уровня, в общем, всё то, что гарантировано нашей конституцией и чего у нас сейчас практически нет в принципе.
Виктор Губерниев