За решеткой в царской России
От тюрьмы и от сумы не зарекайся...
Раньше в России заключенных в тюрьме не кормили. Питался там народ тем, что передавали родственники и друзья. А если таковых не имелось, то оставалась надежда на «братьев по несчастью», то есть соседей по камере – вдруг поделятся? Ну а уж если человек попадал в одиночную камеру, да к тому же не имел никого из близких, то… это была верная смерть. Умирали, голодая, очень многие.
Знаете, благодаря кому и когда в русских тюрьмах появилось трехразовое питание? А «похлопотал» о наших заключенных один английский господин, который в 1780-ые годы занимался исследованием тюрем в Европе и в России. Россия его привлекала тем, что была на то время единственной страной, отказавшейся от смертной казни (пусть и формально).
По факту изучения состояния дел в российских тюрьмах трудолюбивый и сердечный англичанин Джон Говард (1726-1790) составил, как сказали бы сейчас, “докладную записку” на имя Государя Императора Александра Первого, в которой подробно изложил свои идеи по реформированию тюремной системы. Совсем скоро Император Александр Первый отдал распоряжение провести реформу тюрьмы. Ну и как результат… в тюрьмах было введено обязательное кормление заключенных. Трехразовое! По тем временам это было просто чудом!
Но «чудеса» на тюремную тему продолжались. Через год после смерти Джона Говарда на планете родился еще один добрый и трудолюбивый иностранец, которому Бог тоже «поручил» заботиться о наших несчастных узниках за решетках.
Именно «несчастных», это не оговорка. Хотите верьте, хотите нет, но людей, попавших за решетку у нас на Руси считали несчастными и очень их жалели. Считалось, что на преступление идут те, кого бесы подталкивают. Так и говорили — «бес попутал» человека. И винили во всем именно бесов, жертвами которых мог стать ведь любой гражданин. А когда узников гнали по этапу, народ заранее выходил на улицу и сердобольно совал в руки «зэкам» хлебушек, овощи, яички, одежонку, а то и кринку с молоком. Неспроста у нас есть душевная поговорка: от тюрьмы и от сумы не зарекайся…
Так вот, вторым «иностранцем», положившим и все свое состояние, и всю свою жизнь на оказание помощи людям, попавшим за решетку, был московский врач немецкого происхождения Иосиф Гааз (1780-1853). Называли его на наш манер — Федором Петровичем. Именно он добился упразднения железного прута, к которому приковывали 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Добился и отмены бритья половины головы у женщин, и снятия кандалов со стариков и больных.
Благодаря его хлопотам была открыта тюремная больница и школа для детей арестантов. А сколько лекарственных препаратов он отнес заключенным! Теплой одеждой и питанием помогал. Добрым словом, ласковым жестом, сердечным участием. Ко всем своим подопечным Федор Петрович относился как к родным братьям, все для него были «голубчиками». Каждая заработанная копейка тратилась им на осужденных. «Я есть немец, но прежде всего я есть христианин» — так говорил он о себе. Слава об этом «святом доктора», как его называли арестанты, гремела по всей России.
Можете представить, как он был ненавистен «чиновникам от тюрьмы»?! Тюремное начальство, полицейские офицеры и армейские плац-адъютанты, распоряжавшиеся конвоями, видели в докторе Гаазе противника — «затейливого и придирчивого чудака».
Сколько жалоб они на него написали! Сколько унижали и высмеивали! Но он не пропустил ни одного заседания тюремного комитета, ни одного этапа на Воробьевых горах…
Своей самой любимой наградой Федор Петрович Гааз считал орден Святого Владимира 4-ой степени, выданный ему московским губернатором в знак благодарности за благотворительную деятельность. Носил он орден на своем стареньком, но опрятном фраке, не снимая.
А еще Федор Петрович успел поработать хирургом в Русской армии во время Войны 1812 года и открыл нам целебные источники Железноводска и Ессентуков.
Знаете, сколько человек пришло на его похороны? 20 тысяч человек! Бесконечная колонна благодарных людей провожала простого бедного доктора в последний путь! На его могильной плите на Введенском кладбище высечены слова — «спешите делать добро».
Спешите делать добро.